Гидронавтика.

Знаки в\ч и организаций

История, настоящее и будущее гидронавтики в России

            Содержание

·                    К терминам и определениям

·                    Краткий очерк истории института НИИ ПММ

·                    Памятные даты в истории института

·                    Первые гидронавты. Развитие. Перспективы

·                     О первых акванавтах, длительном пребывании (ДП), водолазах глубоководниках

·                    ФГУ «40 ГНИИ МО РФ»

·                     Кафедра физиологии подводного плавания и аварийно-спасательного дел

·                    Проблемы

·                     Источники

К терминам и определениям

 

Гидронaвтикa – это деятельность человека для решения хозяйственных,  военно-приклaдных и фундаментальных задач биологии и медицины в гидросфере. Это – отрасль науки и техники, занимающаяся исследованием и освоением придонного слоя и дна Мирового океана с помощью подводных аппаратов, допускающих воздействия забортного давления на человека.
       Гидронавт, акванавт — специалист по глубоководным погружениям. В отличие от обычных водолазов, для перечисленных категорий характерно длительное пребывание и работа в подводных домах, гипербарических лабораториях или подводных аппаратах.
       Гидронавт – специалист, выполняющий работы под водой в подводном аппарате, без воздействия давления внешней среды на человека, но готовый работать на глубине. Это специально подготовленный человек, прошедший в полном объеме подготовку и имеющий соответствующий допуск,  проводящий испытания, эксплуатацию и использование глубоководной техники в глубоководном погружении, а также активный участник глубоководных походов (погружений). Я бы всё-таки добавил – «длительно работающий под водой в атмосфере высокого давления», (экипажи и исследователи на глубоководных средствах).

Подводники не считаются гидронавтами, поскольку проходят службу на подводных лодках, несущих оружие.    

      Акванавт – специалист, выполняющий работы под водой в водолазном снаряжении при воздействии давления воды или газа на организм человека. Акванавтами являются водолазы, аквалангисты, боевые пловцы и дайверы.

Стремительно идет время, стираются в памяти события, появляются новые методы исследований. Осталась память – это книги, многочисленные статьи, отчеты, другой материал. Память – это знания, которые нам передали те, кто первыми ступили на тернистый путь изучения морских глубин в обитаемых подводных аппаратах.

Краткий очерк истории института НИИ ПММ.                                          

Памятные даты в истории института     

 История Института очень интересна. Крупные успехи в изучении и освоении атомной энергии позволили не только создать ядерное оружие, но и использовать её в мирных целях. изучение возможностей использования атомной энергии привели к разработке, строительству и вводу в эксплуатацию атомных ледоколов, атомных подводных лодок.
       Следует напомнить, что создание атомного подводного флота нашей страны началось с Постановления Совета Министров СССР от 9 сентября 1952 года № 4098-1616 «О проектировании и строительстве объекта 627», подписанного И.В. Сталиным. А 17 января 1959 году была принята в опытную эксплуатацию первая в составе ВМФ СССР атомная подводная лодка «К-3».  Создание Филиала № 6 Института биофизики (ФИБ-6) неразрывно связано с развитием в нашей стране атомной энергетики.                                                                                                            06.05.1966 г.
Приказом по МЗ СССР № 83-з от 06.05.1966 г. с 01.07.66 г. путем реорганизации (объединения) биофизического отдела Ленинградского института гигиены труда и профзаболеваний Министерства РСФСР и лаборатории № 1 Ленинградского научно-исследовательского института радиационной гигиены Минздрава РСФСР был создан Филиал № 6 Института биофизики. Организатором Филиала № 6 ИБФ под руководством кандидата медицинских наук А.Е. Никифоровой. Первым заведующим стал Анатолий Артемьевич Шереметьев-Самусюк, кандидат медицинских наук, бывший главный радиолог Военно-морского флота; он был назначен на эту должность приказом по Третьему Главному Управлению при Минздраве СССР № 812 от 05.10.1966 г.
 04.1968 - 02.07.1969 г.
Строительство и ввод в действие лабораторного корпуса № 15, акт приемки № 7337 от 02.07.69 г.
 16.08.1974 г.
С согласия Совета Министров от 16.08.1974 г. № ОС-1279 приказом МЗ СССР от 22.08.74 г. № 151сс Филиал № 6 ИБФ переименован в Научно-исследовательский институт гигиены морского транспорта Минздрава СССР (НИИ ГМТ).
 24.12.1974 г.
Ввод в строй лабораторно-стендового корпуса № 17, акт приемки 24.12.74 г.
 1975 - 30.09.1982 г.
Ввод в строй больнично-поликлинического комплекса на пр. Культуры д. 4, заказчиком строительства комплекса, которому было присвоено название "Клиническая больница", является НИИ ГМТ.
 20.04.1983 г.
Приказом МЗ СССР № 32/910 дсп от 20.04.1983 г. структурные подразделения Клинического отдела института переведены, в соответствии с проектом, в больнично-поликлинический комплекс на пр. Культуры, д. 4 с размещением в нем клиники на 60 коек и поликлинического отделения.
 Май-сентябрь 1986 г.
Участие сотрудников института с 29.04.86 г. по сентябрь 1986 г. в ликвидации последствий величайшей в мире радиационной аварии. НИИ ГМТ располагал единственной в стране передвижной радиологической лабораторией (ПРЛ) на двух автомобилях, в которые была размещена необходимая аппаратура для получения информации о радиационной обстановке в случае аварий, в том числе разработанной и изготовленной сотрудниками института.
1972-1987 гг.
Создание научно-исследовательской стендовой базы по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР № 772-255 от 16.10.72 г. (ДО-11) и Решению комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам № 210 от 09.08.78 г. (ИТК-К). Создана уникальная база стендов-имитаторов деятельности человека-оператора в условиях обеспечения систем управления ЯЭУ.
 26 декабря 1988 г.
Выборы директора института, состоявшиеся 26 декабря 1988 г. В результате выборов, где на должность директора института претендовали несколько кандидатов (Довгуша В.В., Иванов, Андреев, Крауз, Семко) с большим количеством голосов победил доктор медицинских наук Довгуша В.В. Эта победа во многом определила дальнейший курс развития института в сложный период перестройки экономики в стране. Институт перешел на хозрасчетные отношения, были найдены новые пути и направления, которые позволили сохранить статус ведущего научно-исследовательского института по возложенным на него задачам.
 18.05.1992 г.
Приказом Главного управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации № 31з от 18.05.1992 г. институт переименован в Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины (НИИ ПММ). Новое наименование института более полно отражает основные направления, которыми занимался институт. Наличие в названии института слов "промышленная медицина" отражает деятельность учреждения по второй и третьей проблеме; слова "морская медицина" охватывает сущность первой, четвертой и пятой проблем. Это начало труднейшего пути в жизни института - перестройка экономики всей страны и переход к рыночным отношениям.
 06.05.1996 г.
Приказом Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России № 47з от 06.05.96 г. институт переименован в Государственное унитарное предприятие научно-исследовательский институт промышленной и морской медицин (ГУП НИИ ПММ).
 20.12.2001 г.
Приказом Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации № 122з от 20.12.2001 г. ГУП НИИ ПММ переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (ФГУП НИИ ПММ).
 18.04.2005 г.
Приказом Федерального медико-биологического агентства № 109 от 18.04.05 г. Федеральное государственное унитарное предприятие научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины Федерального медико-биологического агентства.
        В это время Правительством страны был взят курс на строительство океанского флота, способного решать стратегические задачи. Было выдвинуто положение, о том, что обитаемость корабля составляет один из основных его тактико-технических элементов.
       В этих условиях возникла необходимость создания специализированного научного учреждения, которое имело бы главной задачей медицинское обеспечение перспективного военного кораблестроения. В 60-х годах по инициативе заместителя министра здравоохранения СССР А.И. Бурназяна было принято решение о создании в системе Третьего управления при Минздраве СССР Филиала Института биофизики. В состав Филиала № 6 Института биофизики вошёл биофизический отдел, сформированный в НИИ гигиены труда и профзаболеваний Минздрава РСФСР под руководством кандидата медицинских наук А.Е. Никифоровой. Организационное создание Филиала № 6 Института биофизики было закреплено 6 мая 1966 г. приказом по Минздраву СССР. Организатором Филиала № 6 ИБФ и его заведующим стал А.А. Шереметьев-Самусюк, бывший главный радиолог ВМФ.        
      
Шереметьев Анатолий Артемьевич
в 1940 году поступил и в 1945 году окончил Военно-Морскую Медицинскую Академию. После окончания ВММА служил в бригаде тральщи­ков на Краснознамённом Балтийском Флоте. В 1948 году переведен в НИММИ ВМС на должность младшего научного сотрудника отдела корабельной радиологии. В НИММИ ВМС прора­ботал более 10 лет. В 1959 году с должности начальника отдела был назначен главным радиологом ВМФ. Под его руководством создана радиологическая служба ВМФ.
В 1966 году возглавил вновь организованное научное учреждение - Фили­ал № 6 Института биофизики МЗ СССР, который в 1974 году был преобразован в Научно-исследовательский институт гигиены Морского Транспорта МЗ СССР. А.А. Шереметьев руководил институтом до 1988 г.
Автор более 100 научных работ. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, Отечественной войны II степени, Красной звезды. Дважды лауреат Государственной премии.
      ФОТО


        К 1969 году было закончено строительство двух новых корпусов, в которых разместились администрация, научные подразделения, научные лаборатории, поликлиника, клиника, клинико-диагностические лаборатории и другие научно-исследовательские учреждения.
        Успешная научно-практическая деятельность Филиала № 6, необходимость решения постоянно возникающего круга задач и расширения материальной базы привели к преобразованию его в Научно-исследовательский институт гигиены морского транспорта Минздрава СССР (приказ Минздрава СССР № 151 от 22.08.1974 г.). Постоянно совершенствовалась материально-техническая база исследований. Построен новый, третий корпус, в котором был создан уникальный стенд. Введён в строй больничный комплекс.
        В 1989 г. директором Института по конкурсу был избран В.В. Довгуша. Он принял Институт в очень тяжёлое время. Ему помогли огромный служебный  опыт на Северном Флоте, где он прошёл путь от начальника медицинской службы атомной подводной лодки до заместителя начальника медицинской службы Северного Флота. Кроме этого, он два года был старшим преподавателем кафедры Организации и тактики медицинской службы ВМФ, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации по актуальнейшим медицинским проблемам. Словом, Институт возглавил молодой, но очень опытный руководитель и учёный, человек, умеющий работать сам и способный мобилизовать на работу подчинённых, прекрасно умеющий строить отношения с людьми, которых всегда ценил и уважал.
         В связи с постоянно расширявшимся кругом проблем, решаемых Институтом 18 мая 1992 г. приказом по Главному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ № 31 Институт был переименован в Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины (НИИ ПММ). Такое наименование более полно отражает профиль деятельности Института.
        И вот в совершенно новой для себя обстановке, в обстановке недофинансирования, в обстановке «перестройки мышления» совсем не в том направлении, куда нужно для дела и в то же время в обстановке острой необходимости решать не только не снизившееся, а увеличившееся количество научных проблем, молодой директор, сохраняя внешнее спокойствие, вселяя уверенность в своих подчинённых, «входит» в обстановку и, используя весь свой авторитет и известность, налаживает дела с финансированием, сохраняет коллектив и организует решение стоящих перед Институтом вопросов государственной важности. В обстановке глубокого кризиса сотрудники Института публикуют одну за другой работы, посвящённые острейшим проблемам экологии человека, проблемам радиационной безопасности, последствиям захоронения радиоактивных отходов в моря и океаны, обеспечению обитаемости объектов военной техники и  жизнедеятельности личного состава на них и т.д. Эти работы были и остаются ярким свидетельством того, что возможности были и остаются ярким свидетельством того, что возможности Института далеко не исчерпаны.
       Работы Института по вопросам обитаемости и экологии привлекли внимание специалистов Отряда космонавтов, с которыми были установлены тесные рабочие контакты (Следует напомнить, что эти контакты начались у В.В. Довгуши на Северном Флоте, во время его службы в должности начальника медицинской службы I флотилии атомных подводных лодок, когда в медицинскую службу флотилии часто приезжали врачи отряда космонавтов, и регулярно присутствовали на научно-практических конференциях, традиционно проводившихся в медицинской службе Флотилии).
       Сотрудники института работали не только в научных лабораториях. Для них характерны регулярные выезды на производство, на корабли, на подводные лодки, в Навои, Ноябрьск. Врачебные бригады Института ездили на периферию страны для проведения диспансеризации и оказания лечебной помощи населению. Огромное значение имели постоянные выездные учебные циклы с целью повышения квалификации медицинских работников, морских врачей.
        Такие сотрудники, как В.М. Баранова, В.П. Дыгин,  Р.Ю. Аббасов, Л.И. Болотова, Н.Ю. Фальченко, А.К. Журкович, полковник медицинской службы в отставке В.Ф. Жерновой, Герой Советского Союза контр-адмирал Холод В.В., капитан I ранга в запасе Румянцев С.П. и многие другие поверили в своего директора, увидели его добросовестность и способности руководителя и учёного, и активно продолжили свою крайне нужную для страны работу, несмотря на все трудности.
        Институт располагал отлично оборудованной клинической базой, где работали высокопрофессиональные врачи-профпатологи. Отделение возглавляет врач-профпатолог высшей категории, кандидат медицинских наук Довгуша Л.В. В отделении проводится не только лечение больных на самом высоком профессиональном уровне, но осуществляется и профилактическая работа, включающая в себя выявление и лечение так называемых преморбидных (предболезненных) состояний. 
        Основными проблемами, решаемыми Институтом промышленной и морской медицины, являлись: - научно-практические работы в области обитаемости и радиационной безопасности кораблей и судов с атомными энергетическими установками;           - продолжение работ по проблеме гигиены труда и профпатологии на предприятиях по добыче, получению бериллия и производству изделий из него;                                                       - медицинское обеспечение радиационной и химической безопасности на предприятиях развивающейся атомной промышленности;                                                                                           - разработка медико-биологических, медико-технических проблем создания обитаемых объектов для освоения глубин мирового океана;                                                                               - работы в области гипербарии (медицинское обеспечение сверхглубоких погружений водолазов). Программа освоения глубин континентального шельфа в интересах народного хозяйства и обороны страны.
      В Институте определены перспективные направления дальнейших исследований в области медицинского обеспечения освоения подводного континентального шельфа             (в интересах нефтегазообрабатывающей отрасли).
      Коллектив института во главе с профессором В.В. Довгушей активно участвовал в создании научной школы «Космическая безопасность» и «Международные Репьевские чтения».
      Коллектив Института готовил комплексную программу работ по метрологическому обеспечению. Для того, чтобы организовать и возглавить эту в общем-то новую для себя работу, директору пришлось закончить соответствующие курсы и стать экспертом системы сертификации ГОСТ Р в области медицинских приборов, аппаратов и оборудования.
      В Институте регулярно проводятся научно-практические конференции, которые являются хорошей школой для морских врачей ВМФ, врачей гражданского флота, врачей-космонавтов, врачей, работающих с радиоактивными веществами и профессиональными вредностями.
       Кроме этих проблем глобального характера, выполняемых в плане научно-исследовательских работ страны, директор института дополнительно проводит серьёзные научные исследования по личному плану: это и решение вопросов о защите от электромагнитных излучений, это и вопросы космической безопасности, это слабые и сверхслабые воздействия, исследование механизма действия инертных газов, это  разработка новых методик лечения больных, за что В.В. Довгуша в числе группы авторов представлен к премии Правительства по науке и технике в 2010 году.
       Успехи коллектива Института очевидны. Одним из показателей его деятельности являются результаты работы его директора. В.В. Довгуша автор 24 монографий и более 650 научных работ. Он профессор, академик РАЕН, член Учёных советов Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова и I-го Центрального Научно-исследовательского института кораблестроения Министерства обороны Российской Федерации. Он является главным редактором «Морского медицинского журнала им. Д.П. Зуихина», бюллетеня «Радиационная и химическая безопасность кораблей и судов», членом Попечительского совета журнала «Жизнь и безопасность» и др.
     
16.08.1974 г. С согласия Совета Министров от 16.08.1974 г. № ОС-1279 приказом МЗ СССР от 22.08.74 г. № 151сс Филиал № 6 ИБФ переименован в Научно-исследовательский институт гигиены морского транспорта Минздрава СССР (НИИ ГМТ).

30-летие института (1996) совпало с его крупными научными достижениями. На трибуне – капитан атомного ледокола «Ленин» - Герой Социалистического Труда Соколов Б.М. В Президиуме: (слева направо) Герой Социалистического Труда Ильин Л.А., Довгуша В.В., Киселёв М.Ф., Болотова Л.И.


      Выборы директора института, состоявшиеся 26 декабря 1988 года. В результате выборов, где на должность директора института претендовали 4 кандидата (Довгуша В.В., Иванов, Андреев Н., Симко В.В.) с большим количеством голосов победил Довгуша В.В. Эта победа во многом определила дальнейший курс развития института в сложный период демократизации, рыночных отношений и перестройки экономики в стране.
      Институт перешел на хозрасчетные отношения, были найдены новые пути и направления, которые позволили сохранить статус ведущего научно-исследовательского института по возложенным на него задачам.                                              

 

 

В 1988 году по представлению начальника медицинской службы ВМФ генерал-майора м/с Жеглова В.В. и командира в/части 40056 вице адмиралом Матушкина Л.А. Довгуша В.В. избран директором института –  НИИ гигиены морского транспорта, в последствие НИИ промышленной и морской медицины Минздрава и представлен Заместителю Министра здравоохранения СССР Сергееву.

Довгуша Виталий Васильевич.Второй директор института. Родился 13 января 1944г. в Приморском крае. В 1968 году окончил IV факультет ВМедА им. С.М. Кирова. Шесть лет служил на атомных подводных лодках. Имеет опыт боевых походов, операций в море. Набрал фактический материал по состоянию кровообращения головного мозга у подводников в походах.
       В 1976 г. окончил факультет руководящего состава для ВМФ ВМедА им. С.М.Кирова, защитил кандидатскую диссертацию.
1976-1984 гг. – заместитель, затем начальник медицинской службы I Флотилии атомных подводных лодок Северного флота.
1984-1986 гг. – старший преподаватель кафедры ОТМС ВМФ ВМедА им. Кирова.
1987-1989 гг. – заместитель начальника медицинской службы Северного флота. В 1988 году по представлению начальника медицинской службы ВМФ генерал-майора м/с Жеглова В.В. был представлен и избран директором института –  НИИ гигиены морского транспорта, в последствие НИИ промышленной и морской медицины Минздрава.
1989-2010 гг. - директор ФГУП НИИ промышленной и морской медицины.
В.В. Довгуша известен как видный учёный в области морской, промышленной и экологической медицины, гипербарической и водолазной физиологии, выявления тонких механизмов действия газов на человека.
      Член Учёных советов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и 1-го Центрального Научно-исследовательского института кораблестроения Министерства обороны Российской Федерации.
      Является главным редактором «Морского медицинского журнала» имени Д.П. Зуихина, бюллетеня «Радиационная и химическая безопасность кораблей и судов», членом Попечительского совета журнала «Жизнь и безопасность» и др.
Довгуша В.В. участвовал в составе Федерального медико-биологического агентства РФ в промышленной вставке «Дни России в Китае» (ноябрь 2006 г.).
Является разработчиком Международной программы по ликвидации последствий цунами в Юго-Восточной Азии.
      Он основатель научной школы «Космическая безопасность». Школу «Космическая безопасность» открыл 07 января 2000 года лётчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации, депутат Государственной Думы, Герой Советского Союза Титов Г.С. Затем работу этой школы продолжил лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Арцебарский А.П.