Военно-Морской Флот СССР в послевоенный период и некоторые медицинские аспекты (взгляд на прошедшее через время) Горбатых П.И.

Военно-Морской Флот СССР в послевоенный период и некоторые медицинские аспекты (взгляд на прошедшее через время)

Горбатых П.И.

(Доклад на первой совместной научно-практической конференции командования и совета ветеранов медицинской службы
Военно-Морского Флота, г. Москва, 25 мая
2002 г.)

 

Моему поколению выпала трудная доля участвовать в медицинском обеспечении восстановления и строительства советского Военно-Морского Флота. Море, флот, корабли и военные моряки вошли в кашу жизнь властно и навсегда. Очевидно таков закон жизни: тот, кто в молодости приобщился к флоту, навек остается с морем, с моряками.

Чем дальше уходят вглубь истории суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., тем более осознается величие и героический подвиг советского народа, разгромившего фашистскую Германию, отстоявшего нашу Родину, защитившего советских людей от порабощения.

В эти дни, отмечая 55-ю годовщину великой Победы, мы еще и еще раз свято чтим память всех, кто ковал эту победу на фронтах войны и в тылу. Всех, кто сегодня жив и тех, кто пал в бою и ушел из жизни за эти послевоенные годы. Светлая память отдавшим жизнь за честь и независимость нашей Родины. Позвольте почтить их память вставанием и минутой молчания.

Годы уходят, как бурун за кормой, невозвратимо уходят, оставляя свой жизненный след. На нашей научно-практической конференции хотелось бы вспомнить о том, что было сделано страной и ее героическим народом в послевоенные годы в создании океанского атомного ракетно-ядерного Военно-морского флота и сопричастности в этом строительстве медицинской службы флота.

В течение 20-ти лет был создан океанский, атомный, ракетно-ядерный флот, обеспечивший ядерный паритет ВМС США и НАТО.

Созданы совершенно новые классы и типы подводных лодок, надводных кораблей, самолетов, систем управления, средств боевого и технического обеспечения сил флота, защитившие государственные интересы нашей Родины, с гордостью неся флаг великой морской державы.

Напомню основные этапы создания отечественного океанского флота.

В приказе Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина № 371 от 22 июля 1945 г. было сказано: "Советский народ хочет видеть свой флот более сильным и могучим. Наш народ создает для флота новые боевые корабли и новые базы".

Уже в первом послевоенном пятилетнем плане 1946-1950 гг. законом, принятым 18.03.1946 г., сказано: «Увеличить судостроение в 1950 году вдвое по сравнению с 1940 г. Обеспечить строительство в СССР сильного и могучего флота. Построить для флота новые корабли и новые морские базы». Мы, старшее поколение, были свидетелями, а многие и участниками в обеспечении строительства легких крейсеров, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков, ракетных катеров, более совершенных подводных лодок.

Причем строительство дизельных подводных лодок (проект 613), крейсеров (проект 68), эсминцев (проект 56) велось крупными сериями. Были переработаны устаревшие и разработаны новые единые руководящие документы, уставы, наставления, учебные пособия. В этой программе строительства кораблей активно участвовала и медицинская служба ВМФ. В частности, научно-исследовательские лаборатории и кафедры ВММА и ВМедА им. С.М. Кирова, НИИ ВМФ, на этапах проектирования, строительства и последующей эксплуатации.

В изучении обитаемости вступающих в боевой состав флота кораблей принимали самое непосредственное и активное участие врачи подводных лодок, надводных кораблей, а также главные специалисты медицинской службы ВМФ, медицинских служб флотов, флагманские врачи соединений и объединений. Эта первая программа была выполнена. С появлением ракетно-ядерного оружия, началась новая 10-летняя программа строительства флота 1950-60 гг.

В 1953 г. началось строительство первой атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" (командир капитан 2 ранга Л.Г.Осипенко). В 1955 г.   впервые в мире осуществлен пуск  баллистической ракеты с борта подводной лодки  «Б-67» проекта 611(командир капитан 2 ранга Ф.И.Козлов). В 1962 г. с подводной лодки  «К-102» проекта 629А (командир капитан 2 ранга С.И.Бочкин) осуществлен пуск ракеты из-под воды. Вы знаете, недавно, в апреле сего года аналогичный пуск наблюдал В.В.Путин на Северном флоте.

В эти годы в состав ВМФ стали поступать современные подводные ракетоносцы, практически неограниченной дальности плавания, в т.ч. и подо льдами, на высоких скоростях. Они стали главным родом сил нашего флота.

Было начато оснащение ракет, торпед, глубинных бомб кораблей и морской авиации ядерными зарядами. Морская ракетоносная авиация получила новые реактивные самолеты и стала мощной силой в борьбе с авианосными и другими крупными корабельными группировками вероятного противника и также стала главным родом ВМФ. Усиленно развивались средства ПВО флота, противолодочной борьбы, а также строились различные типы специальных десантных кораблей и средств, в том числе на воздушной подушке. Воссоздана морская пехота, создаются береговые ракетные войска ВМФ, созданы и внедрены средства радиоэлектроники, электронно-вычислительной техники, радиолокации, связи, автоматизации процессов управления силами и боевыми средствами. Произошли и организационные изменения. На флотах создаются соединения и объединения (бригады, эскадры, флотилии) подводных лодок и надводных кораблей, полков и дивизий морской пехоты, ракетоносной авиации и других видов авиации для решения оперативно-стратегических задач как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами ВМФ и видами Вооруженных Сил СССР.

Трудная задача легла на плечи военных строителей флота по обеспечению создания объектов базирования и пунктов управления силами ВМФ. Произошли изменения в медицинской службе флота. Появились новые должности (радиологи, токсикологи-радиологи и др.), новые медицинские учреждения (спецполиклиники в соединениях атомных подводных лодок, медицинские лаборатории подводного плавания). Пересмотрены комплекты медицинских средств, были созданы новые медицинские формирования (ОМОСН, ГТВМГ, спецотделения в госпиталях флотов и в ЛенВМБ). К сожалению, были и крайние точки зрения роли и значения флота, особенно надводных кораблей. «Ракета решит все задачи. Большие надводные корабли нужны только для парада» (Н.С.Хрущев). Прекращено строительство и подлежало уничтожению около 2-х десятков крейсеров в высокой степени готовности. Уничтожена была часть истребительной авиации и штурмовиков. Резко сокращалось обычное оружие. А американцы не на металлолом превращали свои недостроенные корабли, а законсервировали.

В сентябре 1960 г. проходило учение "Метеор" и впервые наша атомная подводная лодка вышла в Атлантику. С этого дня начинается освоение Мирового океана.

17 июля 1962 г. атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" - первенец советского атомного кораблестроения всплыла в районе Северного полюса, где был водружен Государственный флаг СССР (командир капитан 2 ранга Л.М.Жильцов, руководитель похода контр-адмирал А.И.Петелин).

В августе 1963 г. атомная подводная лодка (командир капитан 1 ранга А.П.Михайловский), совершив всплытие в полыньях и разводах, вышла в Тихий океан. Подледное плавание становится обычным делом.

В феврале-марте 1966 г. группа атомных подводных лодок Северного флота под командованием контр-адмирала А.И.Сорокина успешно совершила кругосветный поход в подводном положении (25 тысяч миль).

Третий этап и последующие годы ознаменовался строительством и вводом в боевой состав флота противолодочных крейсеров - вертолетоносцев "Москва" и "Ленинград", газотурбинных больших противолодочных кораблей (проект 61), идет освоение палубных вертолетов одиночного и группового базирования.

В 1960 г. принят в состав ВМФ ракетный крейсер «Грозный» и другие современные корабли.

В 1963 г. в ВМФ была введена боевая служба, как вид боевой деятельности сил флота в мирное время, а затем она стала постоянной.

 Боевая служба - это совокупность мероприятий и действий, проводимых силами флота в мирное время по единому замыслу и плану с целью предотвратить внезапное нападение агрессора в строгом соответствии с нормами международного права.

Качественные, коренные изменения произошли в органах и частях тыла. Тыл вышел на просторы Мирового океана для всестороннего обеспечения сил в морях и океанах. Районами выполнения задач боевой службы стали все океаны, Средиземное, Карибское и Филиппинское моря. Формируются постоянно действующие Атлантическая, Тихоокеанская, Индийская и Средиземноморская эскадры. Это потребовало серьезно пересмотреть организационно-штатную структуру медицинских служб флотов.

Был разработан целый комплекс мероприятий при подготовке, в походе и в послепоходовый период, с тем, чтобы обеспечить своевременное оказание всех видов медицинской помощи на кораблях в океане и морях, послепоходовый отдых, медицинское снабжение и поддержание устойчивого санитарно-эпидемического благополучия. В медицинской службе ВМФ были проведены организационно-штатные мероприятия.

Были сформированы корабельные группы специализированной медицинской помощи, отдельные отряды специализированной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологические отряды соединений кораблей и многое другое.

На боевой службе совершенствовалось мастерство флотских медиков, будущих руководителей медицинских служб флотов, флотилий и другого руководящего состава (Г.Ю.Шараевский, М.И.Лукавский, Л.И.Гришаев, В.М.Строганов и многих-многих других).

Многие врачи кораблей защитили кандидатские диссертации, а Д.П.Зуихин защитил докторскую диссертацию, выполненную на Северном флоте. На Тихоокеанском флоте с 1964 г. по 1970 г. было представлено к защите и присвоена ученая степень кандидата наук 41-му человеку, а 5-ти офицерам-медикам - доктора медицинских наук: А.С.Солодков,  В.А.Матюхин, И.И.Шапиро, М.В.Портной, В. А.Знаменский. В. А.Знаменским было сделано открытие в медицине. Он обнаружил возбудителя дальневосточной скарлатиноподобной лихорадки. Путем самозаражения доказал, что псевдотуберкулезная палочка именно и есть источник этого заболевания. Это еще раз доказало, что живы лучшие традиции отечественной медицины.

В период с 14.04. по 8.05.1970 г. были проведены маневры "Океан". Это были самые крупные маневры в истории ВМФ. Участвовали все силы ВМФ на огромных пространствах Арктики, Атлантики и Тихого океана. Руководил маневрами Главнокомандующий ВМФ Адмирал флота Советского Союза, дважды Герой Советского Союза С.Г.Горшков. Использование опыта учения способствовало совершенствованию и развитию оперативного искусства и тактики ВМФ, проектированию и строительству кораблей, техники и вооружения последующих поколений. После учения "Океан" около 60 кораблей ВМФ СССР и  более 60 тысяч моряков посетили 18 иностранных портов Европы, Африки и Америки. Медицинская служба флота справилась с задачами на учении "Океан" и обеспечила санитарно-эпидемиологическое благополучие на кораблях. Не было случаев вспышек, групповых тропических заболеваний, а обстановка была сложная. Достаточно отметить только в порту Бомбей (Индия) во время пребывания кораблей ТОФ во главе с крейсером "Дмитрий Пожарский" ежедневно заболевало до 5 тыс. человек населения города ветряной оспой, а среди личного состава советских моряков ни одного больного не было.

В 1975 г. вступил в строй тяжелый авианосный крейсер "Киев" (проект 1143). В последующие годы были построены  еще три  корабля такого типа - "Минск" (1978 г.), "Новороссийск" (1982 г.), «Баку» (с 1987 г. "Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков»), "Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов" (бывший "Тбилиси"). В 1985 г. и 1988 г. были заложены еще два корабля «Варяг»  и "Ульяновск". На «Ульяновске» предусматривалась проектом ядерная энергетическая установка. После развала СССР оба корабля оказались на территории Украины. "Ульяновск" был разрезан на металлолом, а «Варяг» остался у стенки судостроительного завода в городе Николаев.

В 1980 г. вошел в состав Северного флота тяжелый атомный ракетный крейсер  "Киров" (с 1992 г. "Адмирал Ушаков"), которому и сегодня нет аналогов в мире.

В 1984 г. в состав Тихоокеанского флота вошел тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" (с 1992 г. «Адмирал Лазарев»). В состав Северного флота вошли в 1986 г. тяжелый атомный ракетный крейсер «Калинин» (с 1992 г. "Адмирал Нахимов"), в 1999 г. тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", ракетный крейсер "Слава" (с 1995 г. «Москва»),  эсминец "Современный" (проект 956), экраноплан типа "Орленок".  Намечалось построить 120 кораблей, однако эта программ не была выполнена.

В 1987 г. был спущен на воду "Лунь" - боевой ракетоносец - экраноплан - 400 тонн водоизмещение, а второй аналогичный достраивается как спасатель.

В 70-ые и 80-ые годы были построены и вошли в состав ВМФ новые типы  подводных лодок: тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения  "Тайфун" (проект 941), автоматизированные атомные подводные лодки «Альфа» (проект 705), имеющие ядерные реактор с жидкометаллическим теплоносителем, высокоскоростная   ракетная атомная подводная лодка «Папа» (проект 661),  глубоководная атомная торпедная подводная лодка  "Комсомолец" (проект 685), малошумные дизельные подводные лодки типа "Варшавянка" (проект 877).

Программы строительства ВМФ выполнялись до начала 1980 г.

ВМФ впервые за всю 300-летнюю историю был в зените славы и своего боевого могущества. Он мог защитить государственные интересы нашей великой Родины в любом районе Мирового океана.

Медицинская служба ВМФ многое сделала, привлекая ученых и крупных специалистов как ВМедА им. С.М.Кирова, институтов Минздрава СССР, других научно-исследовательские учреждений для решения вопросов обитаемости и  усовершенствования систем жизнеобеспечения.

 На атомных подводных лодках третьего поколения был построен "профилакторий", где предусмотрены сауна, бассейн, основное помещение для отдыха с растениями, светомузыкой, фонтаном, аттракционом-тренажером, физкультурным залом со спортивными снарядами, бегущей дорожкой с датчиками и др. Газовоздушная среда в отсеках - близкая к атмосферной. Бодрствующая смена могла отдыхать активно в течение 4-х часов ежесуточно.

Медицинская служба ВМФ осуществляла руководство и оказывала помощь  IV управлению 1-го НИИ ВМФ в разработке требований к обитаемости подводных лодок, надводных кораблей (ГНТО-68 и ГНТО-76) и других судов флота,  и их согласованию их с промышленностью и утверждению как у заместителя Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению, так и у заместителей министра судостроительной промышленности. Достаточно сказать, что за мой семилетний период службы в IV управлении 1-го НИИ ВМФ такие требования были разработаны и утверждены дважды, для кораблей третьего поколения, а затем и на перспективу до 2000 года. Много приходилось "ломать копья" при согласовании проектов кораблей по вопросам обитаемости и в процессе наблюдения при их строительстве не только на заводах, но и в самом институте с I управлением по проектированию подводных лодок и со II управлением по проектированию надводных кораблей. Достаточно привести пример - при проектировании противолодочного крейсера "Киев", где вначале личный состав предлагалось разместить под полетной палубой, а под "пятном" при вертикальном взлете самолета ЯК-38, шум достигал 140 децибел. Разногласия пришлось решать в Кремле, в Военно-промышленной комиссии, т.к. для переработки проекта необходимо было затратить 1,5 млн. руб., а это мог решить только Председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин. Несмотря ни на какие препятствия, удалось добиться изменения проекта и вывести жилые помещения из-под полетной палубы. Абсолютное большинство "Требований ВМФ по обитаемости" удалось реализовать как на вошедших в строй подводных лодках, так и на надводных кораблях. Изучались обитаемость и влияние климатических зон Мирового океана на состояние здоровья и работоспособность личного состава кораблей, и способность обеспечить высокую боевую готовность в длительных плаваниях, равно как и все аспекты медицинского обеспечения боевой службы. За заслуги в решении задач при проектировании, строительстве и эксплуатации трех поколений кораблей в области обитаемости, большая группа специалистов-медиков была удостоена высокой награды - Государственной премии СССР в 1976 г. Лауреатами стали Е.М.Иванов, А.В.Миртов, А.Н.Бухарин, С.В.Миропольский, А.А.Шереметьев-Самусюк и др.

Медицинской службе удалось добиться строительства и судов медицинского назначения. Прежде всего - это госпитальных судов "Енисей", "Иртыш" и "Обь".

В 1981 г. летом С.Г.Горшков посетил Югославию. В порту Дубровник стояло наше госпитальное судно "Енисей", которое обеспечивало корабли Средиземноморской эскадры. Вот что писал Главнокомандующий ВМФ после пребывания на корабле: "Обойдя корабль и побеседовав с экипажем и медицинским персоналом, еще раз убедился в значимости и высоких возможностях таких судов для обеспечения кораблей, несущих боевую службу".

Боле 200 кораблей  были переданы СССР в освободившиеся страны от колониализма и монархии. Какие же надо было иметь экономические ресурсы в стране и размах в реализации кораблестроительных программ!!!

Вопросы подготовки будущих офицеров флота занимали особое внимание командования. Были построены корабли, предназначенные для морской практики курсантов младших курсов военно-морских училищ. Для чего появились в строю для дальних походов корабли: "Бородино", "Смольный", "Перекоп" и др. На этих кораблях были созданы все условия жизнедеятельности для практики курсантов. Медицинская служба флота уделяла особое внимание отбору курсантов в морские училища, охране их здоровья, быту, питанию и организации учебного процесса, исключающие переутомление и какие-либо стрессовые состояния.

Существенно отставала судоремонтная база для все усложняющихся кораблей, их технических средств, для содержания корабля в постоянной боевой готовности. Все это отражалось на здоровье моряков, их перегрузки физические и нервно-психические, влияние на общий морально-нравственный климат экипажа корабля. Все это учитывала медицинская служба флота. Появились врачи-психоневрологи, кабинеты психофизиологической разгрузки. Но целостной системы психофизиологического сопровождения, начиная от молодого поколения, пребывающего на корабль, до его адаптации к военно-морской службе не было, да и сейчас она еще толком не создана. Не решены вопросы тестирования корабельных специалистов, в т.ч. и командиров всех рангов на их пригодность к исполнению должностных обязанностей.

Конечно, были и неудачи в этой работе. Не полностью решались вопросы живучести корабля, в т.ч. защиты личного состава при авариях, пожарах и гибели корабля, которых,  только на атомных подводных лодках в послевоенное время было восемь. Все они изучены, сделаны соответствующие выводы и предложения, многие из которых реализованы на находящихся в строю кораблях. Но, к сожалению, не удалось предотвратить в свое время гибель личного состава и целых экипажей кораблей.

В 1987 г. принята новая советская доктрина. Новое политическое мышление в вопросах войны и мира. Советский Союз с тех пор начал утрачивать свои позиции на мировой арене, а затем потерял государственную целостность, распался. А ВМС США и НАТО продолжают строительство и подготовку флота. В США уже имеется 26 ПЛАРБ с 4600 боеголовками стратегических ядерных сил, 15 ударных авианосцев, в т.ч. 5 атомных.

Флот России уменьшился более чем на 500 кораблей. Только в               1990-1991 г.г. из состава флота было исключено более 260 кораблей. Списываются на металлолом подводные лодки, эсминцы, большие противолодочные корабли, даже авианесущие корабли "Киев", "Минск", "Новороссийск", 142 атомных подводных лодок, из них 18 с не выгруженными реакторами. Вот такие были годы, и такая судьба постигла ВМФ нашей Родины.

Трудно назвать всех героев, все славные корабли за этот послевоенный период. Времени не под силу, как и житейским бурям, стереть из людской памяти героев Великой Победы. Навечно в памяти народной останутся их имена. Останутся в памяти наши замечательные подводники, славные надводники, праздники которых узаконены и мы отмечаем их ежегодно. Сегодня хотелось бы назвать начальников Медицинской службы ВМФ: Ф.Ф.Андреева, В.И.Кудинова, Г.А.Бабкина, Е.М.Иванова, В.В.Жеглова; начальников медицинских служб флотов и флагманских врачей: А.М.Зотова, А.В.Смольникова, И.Т. Ципичева, В.В.Семенова, Д.П.Зуихина, А.В.Суворова, М.И.Лукавского, Л.И.Гришаева, Н.В.Квасенко, А.Е.Пестова, А.Б.Занданова и многих-многих других, внесших достойный вклад в строительство флота и медицинское обеспечение личного состава кораблей на всех этапах послевоенного периода.

Вместе с тем останутся в нашей памяти герои-медики: капитан медицинской службы А.М.Соловей, отдавший свой дыхательный аппарат матросу, которого он оперировал. Сам погиб, а его пациент был спасен. Равно как и капитан медицинской службы А.А.Шаповалов  - сам себе сделал операцию - аппендэктомию, только потому, чтобы "его подводная лодка" продолжала выполнять ответственное задание в океане, а не возвращалась в базу. Пусть и теперь, и будущие поколения флотских медиков воспримут все ценное из вековых традиций русского и советского флота, разовьют и приумножат подвиги потомков и предшествующих поколений дальше.

Самое ближайшее будущее покажет, что России без достойного флота не обойтись, если она хочет остаться Россией - великой морской державой. Я верю - флоту быть!

 

 

Email: vit130144@yandex.ru

V.V.Dovgusha