Хронология аварий и катастроф отечественных атомных подводных лодок

«Нигде нет такого равенства между

жизнью и смертью, как у экипажа

подводной лодки. Где все или

побеждают, или погибают»

 

М.И. Гаджиев

 

 

Хронология аварий и катастроф отечественных атомных подводных лодок

     7 апреля в России отмечается День памяти погибших подводников. Приводим хронологию аварий и  катастроф на атомных подводных лодках СССР и России с поражением и гибелью личного состава.   Среди затонувших подводных кораблей было семь АПЛ (5-СССР, 2-Россия). 

       По данным экологической организации «Белуна», на советских (российских) атомных подводных лодках только с 1956 года по 1994 год произошло около 150 аварий, в которых  погибли, по крайней мере, 507 человек. Наиболее серьезные аварии, вызванные пожарами в энергетических установках, заканчивались затоплением подводных лодок (в результате аварий ядерных установок происходил перегрев активной зоны реактора).

      Высокая аварийность на советских подлодках – это просчеты конструкторов и  ошибки экипажей. Человеческий фактор всегда играет свою роль. Однако, зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране.

       Список аварий и катастроф на атомных подводных лодках с поражением и гибелью личного состава.   Среди затонувших подводных кораблей семь АПЛ (5-СССР, 2-Россия).

Дата

 

 

1

 

13.10.1960

Название АПЛ

 

2

     

 К-8

 

Классификация НАТО

3

 

Проект 627А, November

Погибло

человек

       

        4

 

 

 

 

Примечания

 

5

 

 Произошел разрыв парогенератора с утечкой радиоактивного пара и гелия. Начался разогрев реактора. Система охлаждения его водой оказалась в нерабочем состоянии. Срочно смонтировали аналогичную нештатную систему, что позволило избежать оплавления активной зоны. Вся АПЛ была загрязнена радиоактивными газами. Наиболее пострадали 13 человек, дозы их облучения составили 180-200 бэр. У троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни (ОЛБ).

01.06.1961

К-8

Проект 627А, November

 

Во время отработки задач боевой подготовки произошёл разрыв парогенератора. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения.

03.07.1961

К-19

Проект 658, Hotel-I

8

Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время учений «Полярный круг», когда АПЛ следовала в Северную Атлантику для производства учебных стрельб. В море на глубине  сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды в системе охлаждения реактора. В результате разгерметизации первого контура ядерной энергетической установки возникла угроза теплового взрыва. После всплытия субмарины команда из шести человек смонтировала нештатную систему охлаждения реактора водой. Спустя некоторое время она отказала. Все члены команды получили дозы облучения от 5 тыс. до 7 тыс. бэр.

Новая команда из трех человек восстановила эту систему и также получила значительные дозы облучения. Вскоре после аварии восемь из девяти подводников-ликвидаторов умерли от лучевой болезни. Ещё 42 человека получили значительные дозы радиации. К-19 является рекордсменом по числу аварий, произошедших на ее борту – 7 эпизодов. В общей сложности в результате эксплуатации этой субмарины погиб 41 человек. 

08.10.1961

К-8

Проект 627А, November

0

 Во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора.

08.09.1967

 

 

 

 

 

 

 

08.03.1968

 

 

 

 

 

Апрель 1964 г.

К-3 «Ленинский комсомол»

 

 

 

 

 

К – 129Э

 

 

 

 

 

К -172     

Проект 627А, November

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

675 проект

«Эхо - 2»

39

 

 

 

 

 

 

 

97

 

В Норвежском море на первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.

 

 Затонула с ядерным оружием на борту в Тихом океане. Погибли все члены экипажа, в том числе командир капитан 1-го ранга Кобзарь В.И. и начальник медицинской службы майор м/с  Черепанов.  С.П. Поднята силами США в  1974 г.

  В период несения боевой службы произошло загрязнение всех отсеков парами ртути. Несмотря на принимаемые меры, весь личный состав получил отравления  разной степени. Крайним, почему то, оказался врач, а не начальник химической службы. Завершив боевую службу АПЛ самостоятельно вернулась в базу.                                                                                                                                    

24.05.1968

а-27

модификация 627 проекта

Проект 645 ЖМТ, November

9 (в других источни- ках - 5 в течение месяца)

Атомная торпедная подводная лодка, отличающаяся тем, что в энергетической установке в качестве теплоносителя применялась расплавленная смесь свинец-висмут. В ходе испытаний ГЭУ в режиме полного хода реактор вышел из-под контроля, мощность стала резко падать. Авария сопровождалась выбросом радиоактивного газа в реакторный отсек, откуда он стал распространяться по всем отсекам. Все члены экипажа получили различные дозы радиации, однозначно судить о причинах последующей смерти в различные сроки после аварии около 30 подводников сложно.

 *К-27, одна из модификаций класса "Ноябрь", оборудованная одним реактором на жидком металле, потеряла охлаждение реактора, находясь в Атлантическом океане в 1964 году.  

**30 июля 1965 года на борту АПЛ, которая в этот момент находилась в Атлантическом океане, сложилась аварийная ситуация, которая 31 июля привела к пожару.  19 августа огонь достиг седьмого отсека, из строя вышел вспомогательный двигатель. 26 августа уровень радиации в отсеке превышал установленный в пять раз.

*** В декабре 1979 года очередная поломка в реакторе АПЛ привела к выбросу радиоактивных элементов.  Это уже была ее четвертая по счету серьезная авария. Реактор получил большие повреждения, а большая часть корпуса лодки была заражена. АПЛ полностью затопили у Новой Земли в заливе Степового в 1981 году вместе с не выгруженным ядерным топливом на глубине 33 метра.

15.11.1969

К-19 и
USS Gato (SSN-615)

Проект 658М, Hotel-II и
Thresher (Permit)

0

Во время отработки учебных задач  в Баренцевом море (на траверзе мыса Териберский), на глубине 60 м столкнулась с американской АПЛ Gato (SSN-615). После аварийного всплытия своим ходом вернулась в базу.

08.04.1970 (затонула 12 апреля)

К-8

Проект 627А, November

52

Атомная ракетная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Бискайском заливе. Пожар начался почти одновременно в 3 и 7 отсеках 8 апреля около половины 11 ночи. Несколько суток борьбы за живучесть лодки ни к чему не привели. Аварийная команда (22 человека) по приказу командира Бессонова осталась на лодке в ночь на 12 апреля, все погибли вместе с лодкой, не считая погибших при пожаре. Спаслись 73 человека. Обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.

До сих пор ведутся споры о наличии и количестве ядерных боеприпасов на борту лодки. По советским данным с лодкой затонули два заглушенных реактора и 4 ядерные торпеды.

24.02.1972

К-19

Проект 658М, Hotel-II

30  (28

членов

экипажа и 2 спаса-теля)

При возвращении в базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике произошел объёмный пожар в девятом отсеке, который перекинулся в 8-й. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Спаслись 76 человек. В 10-м отсеке отрезанными оказались 12 человек. Освободить их удалось только в базе через 23 дня после пожара.

14.06.1973

К-56

Проект 675, Echo-II

27

Атомная ракетная подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с научно-исследовательским судном (в иностранных источниках — судно радиоэлектронной разведки) «Академик Берг» при возвращении в базу. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Столкновение «Академика Берга» с К-56 было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист. На месте захоронения 19 моряков в центре кладбища г. Шкотово-17 (ныне г. Фокино) установлен мемориал «Скорбящая мать»

25.01.1975

К-57

Проект 675, Echo-II

2

Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами. После проведения внутри субмарины покрасочных работ, произошел несанкционированный пуск системы пожаротушения пятого отсека. В результате двое подводников отравились смесью паров этиленового лака и фреона.

11.12.1975

К-447 «Кисловодск»

Проект 667Б «Мурена», Delta

6

Атомная ракетная подводная лодка стояла в базе. Внезапно налетел ураган. Лодка снялась со швартовых и пошла в море. Швартовые команды ещё убирали концы, когда лодку накрыло несколькими мощными волнами. Шесть человек оказались за бортом, тела нашли только следующим утром.

24.09.1976

К-47

Проект 675, Echo-II

3

Атомная ракетная подводная лодка. Пожар на борту во время движения в Северной Атлантике.

18.10.1976

 

                  

 

02.09. 1978

К-387

 

 

 

      

 К – 451

 

Проект 671РТ, «Сёмга», Victor-II

 

1

 

 

 

 

0

Атомная торпедная подводная лодка. Авария ГЭУ (разрыв главного конденсатора).

 

 

Пожар на борту советской атомной подводной лодки  (Тихий океан).

11.12.1978

К-171

Проект 667Б «Мурена», Delta

3

Атомная ракетная подводная лодка возвращалась после стрельб в базу в надводном положении. В результате неправильных действий экипажа несколько тонн воды вылилось на крышку реактора. Командир БЧ-5 не доложил командиру лодки и попытался выпарить воду и провентилировать отсек. Чтобы проверить обстановку он и ещё двое подводников зашли в отсек и задраились, после чего из-за роста температуры и давления открыть люк не смогли и погибли.

21.08.1980

К-122

Проект 659Т, Echo-I

14

Пожар в 7 отсеке восточнее японского острова Окинава. После ремонта состояние лодки расценено как неудовлетворительное, она больше в море не выходила и после 15 лет отстоя разделана на металл в 1995.

08.04.1982

К-123

Проект 705K, «Лира», Alfa

0

При  выполнении плана боевой подготовки,   в районе острова Медвежий  (Баренцево море), произошла авария энергетической установки с выбросом жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек.

«Подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ прорвало первый контур реактора. Лодка лишилась хода, была отбуксирована в базу. Члены экипажа получили различные дозы облучения. Радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки  понадобилось 10 лет.

15.08.1982

КС-19

Проект 658С, Hotel-II

1

О дате аварии разные данные — 15 или 17 августа. Это  печально известная К-19 «Хиросима», но переквалифицированная из крейсера в лодку связи. При проведении профилактических работ в аккумуляторном отсеке на разнополярные контакты попал посторонний предмет. Электрической дугой были серьёзно обожжены 2 или 3 человека. Один из них 20 августа скончался в госпитале.

24.06.1983

К-429

Проект 670, «Скат», Charlie

16

Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами из состава Тихоокеанского флота. Причиной гибели подводной лодки явилось отсутствие ремонта неисправной подводной лодки. Кроме того, основной экипаж по большей части находился в отпусках, а лодку было решено отправить в поход «любой ценой», в результате экипаж срочно сформировали с разных лодок в последние сутки не обращая внимания на протесты командира, которому предложили в случае невыполнения приказа положить на стол партбилет и погоны. Его же потом в результате приговорили к тюремному сроку, хотя именно он в течение 4 суток героически руководил выходом экипажа через торпедные аппараты. Вины же его ни в чём не было, а была неисправность блока управления захлопками вентиляционных клапанов, приведшая к затоплению 4 отсека. В нём погибли 14 человек, ещё двое — при выходе через торпедные аппараты. 6 августа 1983 года лодка была поднята. Восстановление лодки было оценено в 320 млн рублей.

18.06.1984

К-131

Проект 675, Echo-II

14

При возвращении атомной подводной лодки с боевого дежурства в базу на Кольском полуострове, возник пожар в восьмом отсеке, распространившийся в соседний, 7-й отсек.

23.10.1984

К-424

Проект 667БДР «Кальмар», Delta III

2

При подготовке к выходу в море из-за неправильных действий экипажа разорвался трубопровод ВВД. Множество раненых, двое.

10.08.1985

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  13.09.1985

К-431 (К-31)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   К-429

Проект 675, Echo-II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 670, «Скат», Charlie

10 (рабочие судоре-монтно-го завода)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      0

На судоремонтном завода в бухте Чажма (поселок Шкотово-22) Приморского края (в 55 км от Владивостока), при перезагрузке ядерного топлива, вследствие нарушения требований ядерной безопасности произошёл взрыв, который сорвал крышку реактора и выбросил наружу все отработанное ядерное топливо. В результате аварии пострадали 290 человек — 10 погибли в момент аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 — лучевая реакция. Значительную часть пострадавших составили военнослужащие. В ходе катастрофы пострадали 290 человек, из них 10 – погибшие в результате взрыва, а 39 человек - пострадали от лучевой болезни.  При взрыве была сильно повреждена стоявшая соседним бортом атомная торпедная лодка проекта 629А К-42 "Ростовский комсомолец", после чего её не смогли восстановить и отмыть и также вывели из состава флота.

 

ЧП привело к затоплению подлодки по причине халатности экипажа и неисправности оборудования непосредственно у пирса. Экипаж вышел из ЗПЛ.                                                                                                                                                                        

03.10.1986 (затонула 6 октября)

K-219

Проект 667АУ, «Навага», Yankee

4 (позже ещё 4 сконча-лись от ран)

Погибла из-за пожара во время боевого патрулирования в Саргассовом море (Атлантический океан), в 770 км к северо-востоку от Бермудских островов. Ценой своей жизни матрос Преминин С. А.  заглушил реактор и предотвратил ядерную аварию. Указом Президента РФ № 844 от 7 августа 1997 ему присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно). Крейсер затонул на 3 день после аварии (6 октября). Командир И. Британов, покинувший тонущую лодку с помощью спасательного плота. Вполне возможно, что он сам затопил лодку после приказа из Москвы, в котором говорилось, что в связи с невозможностью буксировки лодки, необходимо вернуть на неё ранее эвакуированный экипаж и идти в базу своим ходом. Командир  понимал, что лодка всё равно погибнет, весь вопрос — с экипажем или без него и, вероятно, принял решение. Но эта версия спорная, истина известна  одному человеку. Моряков спасли находившиеся поблизости советские транспортные судна. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан". Покоится глубине 4000 метров.                                                                                       

07.04.1989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.09.1991

К-278 «Комсомолец»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АПЛ

Проект 685 «Плавник», Mike

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     0

Атомная торпедная подводная лодка погибла в Норвежском море, юго-западнее острова Медвежий, при возвращении с боевого дежурства в результате объёмного пожара в двух смежных отсеках. Лодка лежит на глубине 1 858 метров. Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в двух торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью. Причины пожара до сих пор до конца не установлены. Из 69 человек экипажа погибло 42, включая командира корабля Ванина. Большинство стали жертвами переохлаждения из-за долго пребывания в холодной воде. Плавбаза «Александр Хлобыстов»,  подошла для спасения только через 81 мин, взяла оставшихся на поверхности моря подводников на борт. На плавбазу были подняты 25 моряков и тела пяти погибших.  На борту остались два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса (по 3200 граммов плутония в каждой боеголовке).
В 19891998 гг.  было проведено семь экспедиций с участием глубоководных аппаратов «Мир».  Проводилась герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками,,  с целью обеспечения радиационной безопасности. В 1990-1995 годы с помощью научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было проведено обследование и выполнены работы по локализации всех радиоактивных материалов.

 

На АПЛ, командир капитан 1 ранга И. Гришков, при проведении учебного пуска ракеты, в результате технической неисправности произошёл взрыв в пусковой шахте. Жертв и пострадавших нет. 

11.02.1992

USS Baton Rouge (SSN-689) и К-276 (позже Б-276, «Краб», «Кострома»).

Los Angeles и
Проект 945 «Барракуда», Sierra-I

0

Столкновение  атомных подводных лодок у острова Кильдин. К-276 столкнулась с американской АПЛ, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения российская лодка получила повреждения рубки. На американской лодке после столкновения возник пожар, имелись жертвы среди личного состава (число не сообщается), но она  самостоятельно вернулась в базу, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести её из состава ВМС США.

20.03.1993

USS Grayling (SSN-646) и
К-407 «Новомос-ковск»

Sturgeon и
Проект 667БДРМ «Дельфин», Delta IV

0

Столкновение двух атомных подводных лодок в Баренцевом море. Несмотря на серьёзные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления.

12.08.2000

К-141 «Курск»

949А «Антей», Oscar-II

118

Затонула в Баренцевом море, в 137 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей во время учений. Субмарина была обнаружена 13 августа. Спасти экипаж не удалось. Причины разные.  Поднята 10 октября 2001 года. Утилизирована после выгрузки ядерных боеприпасов в мае 2002 года.

30.08.2003

Б-159 (до 1989 -К-159)

November

9

Затонула вблизи острова Кильдин на глубине 240 метров во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на судоремонтном заводе номер 10 «Шквал» в Полярном. Планировался подъём лодки. По состоянию на 2008 год лодка не поднята.

06.09.2006

Б-414 «Даниил Московский»

Проект 671РТМ(К), «Щука», Victor-III

2

При нахождении на полигоне в Баренцевом море возник пожар в электромеханическом отсеке лодки. Пожар был ликвидирован и лодка при помощи надводных судов была отбуксирована в базу Видяево.

08.11.2008

K-152 «Нерпа»

Проект 971И, «Щука-Б», Akula-II

20 (3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов)

Во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной, но еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. 21 человек были госпитализированы с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек. По официальной версии, на подлодке несанкционировано сработала аварийная система пожаротушения. Атомная силовая установка на борту лодки не пострадала, радиационный фон на корабле в норме.

           

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Email: vit130144@yandex.ru

V.V.Dovgusha