ВОЕННО-МОРСКИЕ ДОКТОРА-ПОДВОДНИКИ - Часть I - Заключение

 

 

 

 

 

 

БОЛЬШИНСТВО ПОГИБШИХ МЕДИКОВ-ПОДВОДНИКОВ

ОСТАЛИСЬ В МОРЕ

 

МОРЕ НЕ ХРАНИТ ИХ СЛЕДОВ –

ОНИ В НАШЕЙ ПАМЯТИ

 

 

Заключение

Мы заканчиваем первую часть сборника материалов, посвященных военным морским врачам. Это трудная, но совершенно необходимая служба. Мы видим, как в течение столетий она развивалась и совершенствовалась в Российском Военно-Морском Флоте. Морские врачи выполняют свои обязанности с честью, своим трудом способствуя сохранению и укреплению здоровья моряков. В случае необходимости они выполняют сложные хирургические вмешательства, при авариях принимают участие в борьбе за живучесть подводной лодки, оказывают максимально возможную медицинскую помощь пострадавшим, иногда при этом жертвуя своей жизнью и здоровьем. В самых критических ситуациях они думают прежде всего о помощи товарищам. В кратких обзорах деятельности отдельных военных врачей мы привели примеры такого доблестного поведения («К-19» - Косач В.А., Пискунов М.И.; «К-8» - Соловей А.М.; «К-219» - Кочергин И.А.; «К-429» - Краснов А.И.; пла «Комсомолец» - Заяц Л.А.; пла «Курск» - Станкевич А.Б. и фельдшер Романюк В.Ф; врачи-интернационалисты: Кузнеченко В.П., Линёв А.Н. и многие-многие другие). Бывали случаи, когда военному врачу приходилось брать в руки оружие и вступать в бой с противником.                                                                                                           

Готовя этот сборник, мы не нашли ни одного случая, который бросил бы тень на военно-морского врача.

Здесь упоминается маленькая толика имён и фамилий. Для сравнения – одномоментно (повседневно) в западной Лице служило и работало более 220-230 врачей, не считая среднего и младшего персонала. В целом, на I флотилии был единый, сплочённый организм (а не гражданское здравоохранение – отдельно, береговые части – сами по себе). Все решали общую задачу – медицинское обеспечение личного состава, членов семей военнослужащих, населения.

Мы уже отметили факт, что служба на подводной лодке трудна, а бывает и опасна. Техника усложняется всё больше и больше, а соответственно, создаётся возможность возникновения аварийных ситуаций. К этому нужно быть готовым, нужно грамотно и чётко действовать в таких ситуациях. И, бесспорно, настало время более активного участия врача в подготовке к борьбе за живучесть. Читайте, молодые коллеги, литературу, посвященную авариям на подводных лодках, и у вас сами собой возникнут вопросы, ответы на которые помогут предпринять правильные действия по их профилактике или уж по максимальному снижению последствий. Много написано приказов, руководящих документов, но почему же тогда столь регулярно оказываются неисправными аппараты ИДА-59, не проводятся тренировки по использованию спасательных средств (плотов, спасательных камер)? Как на глазах всего экипажа опытный моряк работает с пожароопасными материалами, делая макеты и устраивая объёмный пожар - гибнет сам и ещё двадцать членов экипажа?                И неужели никак не закрепить аварийные буи, кроме как приварить их к палубе и лишить себя, таким образом, возможности связи с кораблём-спасателем? И каким образом в плавсоставе оказываются моряки, не умеющие плавать?  Много вопросов.

Обратите внимание, коллеги, на физическую подготовку экипажа. Ознакомьтесь с результатами исследований доктора  А.Д. Улитовского (пла «Комсомолец»), убедительно показавшего роль физической подготовленности для выживания в холодной воде. Обратите внимание на доктора Кочергина И.А. («К-219»), который, будучи прекрасно физически развитым офицером сумел, длительное время оказывать помощь своим товарищам, а впоследствии сумел восстановиться после тяжёлого отравления и продолжать службу.

Надежна на наше русское «авось» может обойтись в повседневной деятельности, но никогда не поможет в аварийной ситуации. Вся история медицинского обеспечения атомного флота – от отработки боевых санитаров до оказания медицинской помощи в полном объёме – отмечена потом и кровью людей, которые на своём опыте познали все эти ступени.

Знания и умения нужно разделить на две части: - свои профессиональные способности и возможности; - знание и умение действовать в общекорабельных мероприятиях при аварийной ситуации.

Поэтому, врач корабля не то что хорошо, а до автоматизма должен знать свои укладки, дыхательную аппаратуру (ИДА), чтобы на ощупь, в темноте и даже в средствах защиты (ПДУ) иметь возможность сделать инъекцию, включить дыхательный аппарат, положить шину и т.п.. Врачу корабля необходимо как отче наш знать и уметь оказывать помощь при переохлаждении, отморожениях, отравленных продуктами горения (баротерапия).

Врач корабля должен быть настойчив (до неудобства командованию) при организации и предоставлении полноценного пред- и послепоходового отдыха личного состава, добиваться обязательного практического проведения учений с использованием спасательных средств. Личный состав должен, опять-таки, до автоматизма уметь пользоваться спасательными камерами, плотиками, аварийным пайком и водой. Пусть это никогда по службе не пригодится, но это уверенность за свою жизнь и экипажа, это уверенность экипажа во враче.

Можно ещё много говорить о необходимых профессиональных знаниях и навыках корабельного врача – этим и отличается морской доктор, морская медицина от земской, обычной лекарской.

Второе, в части касающейся, необходимо знать общекорабельные системы (особенно в своём отсеке) по борьбе за живучесть, уметь подать воздух в отсек и перекрыть его, знать противопожарные мероприятия и т.п. Конечно, врача заставляют (иногда) знать устройство линии вала (до сих пор помню действующий сальник), но в практике службы это ему никогда не пригодится. А вот действовать в задымлённой атмосфере надо уметь. Врач должен лично (не верить на слово) проверять состояние и местонахождение ИДА, подгонку масок, никого не допускать к выходу (любому) в море без дыхательных аппаратов (ИДА, ПДУ), добиваться дополнительного количества дыхательных аппаратов, а не только на боевых постах, обеспечение дыхательными аппаратами прикомандированного личного состава. Конечно, за всё это есть ответственные люди, со своими должностными обязанностями, со своим русским «авось», который, не дай Бог, приведёт … к увеличению объёма работы начальника медицинской службы корабля.

   При выявлении любых недостатков, влияющих на жизнеобеспечение личного состава в походе (в море) и даже на корабле у пирса, докладывать командиру и флагманскому врачу (при необходимости – рапортом в письменном виде) и добиваться их немедленного устранения.

Врач корабля должен обратить внимание на новые используемые синтетические материалы как на возможный источник вредных примесей в воздухе отсеков, особенно при повышении давления или температуры.

Физическая подготовка и закаливание, плавать должны уметь все (во всех гарнизонах есть бассейны). Читайте опыт оказания медицинской помощи при авариях.

Аварию можно предупредить, а если уж она и случилась, то действовать решительно, грамотно - примеры приведены в сборнике. Хотелось бы пожелать вам успехов, счастливого плавания. И помните, вы очень и очень нужны в экипаже, а служба на подводной лодке представит огромные возможности для профессионального роста, для серьёзной, перспективной и очень интересной научно-исследовательской работы.

 

                                                   Доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН,

                                                   полковник медицинской службы в отставке,   лауреат                                                 Премии Правительства по науке и технике 2010 г.     

                                                                                                                             В.В. Довгуша

Email: vit130144@yandex.ru

V.V.Dovgusha